На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

ЕМЕкатерина МаксимоваОбозревательВ октябре в России прекратят работу до 2-2,5% автозаправочных станций. И это при самом оптимистичном сценарии. К началу сентября в нефтеносной стране уже обсохли 360 АЗС. Пока это не критично, но и погасить топливный кризис властям никак не удается.

Екатерина Максимова

Прогнозом по закрытию АЗС на полях Петербургского международного газового форума (ПМГФ) с «Новыми Известиями» поделился высокопоставленный собеседник.

«Ситуация уровня „караул“. В минус сейчас работают все АЗС, и это не тайна уже ни для кого. Иногда выгоднее вообще не заправлять, чем работать в убыток. Полагаю, до 2-2,5% автозаправок остановят реализацию бензина в ближайшие 10-14 дней. Возможно, этот показатель выйдет и за пределы 3%. Вы видели, что в понедельник творилось на бирже?», — сообщил «НИ» представитель АЗС «Газпромнефть», пожелавший остаться неназванным, так как представителям компании запрещено общаться со СМИ в обход корпоративной пресс-службы.

Розница в беде…

Процесс закрытия АЗС набирает обороты с лета. Топливом в розницу в России торгуют более 28,9 тыс. автозаправок. По данным аналитиков ОМТ-Консалт, к концу сентября реализацию бензина уже остановили 1,6% АЗС от общего числа заправок. Это пока не критично, но россияне давно не помнят такого, чтобы по всей стране разом обсохли несколько сотен АЗС.

В пик топливного кризиса (с 28 июля по 22 сентября) эксперты компании мониторили ситуацию на 17 тыс. заправках и подтвердили, что из этого числа на 360 объектах автомобилистам в бензине уже отказывают.

Первыми с рынка, что предсказуемо, начали выбывать независимые АЗС. Мониторинг ОМТ-Консалт показал, что свою работу сократили 57 заправочных станций, работающих «под зонтиком» ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании). Из числа независимых на вынужденные каникулы ушли более 300 АЗС.

На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

…а на бирже Армагеддон

Что касается эмоционального вопроса собеседника агентства по поводу биржи, то на Петербургской международной товарно-сырьевой бирже случился абсолютный рекорд. Тонна Аи-92 впервые превысила отметку 74 тыс. руб. Это + 0,46% за день.

Летний дизель на бирже так же забыл про «тормоз» и подорожал до 71,3 тыс. руб. за тонну (+0,53%). Чуть сбавила обороты лишь востребованная у автотуристов марка Аи-95, тонна которого стоит 79,7 тыс. руб.

Читайте также:  Песков назвал препятствие для урегулирования на Украине

Оптовые котировки не транслируются напрямую в рознице, но на московских АЗС самая ходовая марка бензина стоит уже дороже 60 рублей. Лишний раз можно даже и не упоминать, что с начала года розничные цены на топливо почти в два раза опередили официальную инфляцию.

Выхода нет?

Серьезный, скорее, уникальный топливный кризис накрыл Россию летом. Одна из его главных причин — непрекращающиеся атаки Украины по российским НПЗ.

Как ранее уточнял в интервью «НИ» главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, пострадало до 30% нашей нефтепереработки. Эксперт уточнил, что атакованные БПЛА заводы не тотально простаивают, но работают не на полную мощность из-за тех или иных повреждений на нефтеперерабатывающих установках.

Перекос в нефтепереработке отразился на биржевых ценах. Так, Аи-92 за последние месяцы прибавили 12%, дизель подорожал на 22%. Чтобы удержать ситуацию, кабмин до конца года продлил запрет на экспорт бензина. На фоне этого обсуждаются импортные поставки топлива в РФ. В качестве основного торгового партнера рассматривается Китай. Объемы поставок китайского бензина не уточнялись.

На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

Привычные реанимационные меры, которые рынку прописали в Минэнерго, пока не срабатывают. Оптовые цены живут по рыночным законам, розница — регулируется. И уход розницы в минус при растущем опте — лишь вопрос времени.

«Если добавить к оптовым ценам доставку, хранение, налоги, то окажется, что продать в плюс не просто нельзя, а физически невозможно, потому что доставка съест всю разницу между оптом и розницей, а потом вы заплатите налоги, заплатите за хранение, и все, вы ушли в минус на один рубль, на два рубля, на три, четыре, пять…», — объясняет главный редактор «ИнфоТЭК», эксперт Александр Фролов.

Ситуация в регионах страны неоднородная. Чем больше в субъекте крупных федеральных сетей, тем скромнее вынуждены повышать цены независимые игроки, которые в отличие от ВИНКов не защищены государством от рыночных шоков. Потому некоторые из них и прекращают свою работу.

«Есть регионы, куда сложно доставлять топливо, не невозможно, а сложно. А есть регионы, например, столичный регион, где видели заправки, на которых перестали продавать бензин. Это значит, что Москве не хватает бензина? Нет. Это значит, что владельцы отдельных заправок в условиях высококонкурентного рынка сказали: „Извините, поднять цены мы не можем. Просто прекращаем покупать бензин. Да, так мы не будем зарабатывать, но если мы будем покупать бензин и продавать его по тем ценам, по которым мы будем вынуждены выставить, то мы будем терять деньги“, — продолжает Александр Фролов.

На топливном рынке — караул! Сотни АЗС закроются, чтобы не продавать бензин в убыток

Аналитики ОМТ-Консалт к числу самых неблагополучных регионов относят Южный федеральный округ, где реализация бензина сократилась на 14,2%. В кризисе — 220 АЗС.

Читайте также:  Регион победившего коммунизма. Угадайте, где в России добились максимального равенства зарплат [мини-тест]

Серьезные проблемы зафиксированы в Республике Крым, где перебои с топливом достигли 10%, без горючки остались 50% АЗС региона.

Предсказуемо неблагоприятная конъюнктура складывается для игроков топливного рынка на Дальнем Востоке, где традиционно не хватает собственных нефтеперерабатывающих мощностей. Там в момент исследования «обсохли» 28 АЗС, или 2%.

Экспертам пока остается советовать автомобилистам лишь одно: не паниковать и не заливать бензин в канистры по самое горлышко. Аналитики «ИнфоТЭК» подчеркивают, что панические настроения сильно давят на внутренний рынок и подстегивают спрос на топливо.

«Если ситуация не будет усугубляться, а доступные перерабатывающие мощности, находящиеся в плановых и внеплановых ремонтах, вновь начнут эксплуатироваться, биржевые котировки перейдут к устойчивому снижению», — отмечают эксперты издания.